Евгений Соколов
Журнал «Весь Мир», №3, 1996
Все о детях, да о детях:
как обуть их, как одеть их, как не бить их, как терпеть их, а потом - куда бы деть их...
С точки зрения родителей
Всем родителям рано или поздно приходится столкнуться с проблемой: куда бы пристроить любимое чадо, да так, чтобы обеспечить ему, с одной стороны, надежное и по возможности блестящее будущее, с другой стороны, себе - долгожданное заслуженное спокойствие.
Можно, конечно, удачно выдать отпрыска замуж (женить) - но, во-первых, что такое удачно, никто до сих пор вразумительно сказать не может; во-вторых, слишком долго ждать - лет, по меньшей мере, до восемнадцати; а в-третьих, - вдруг оно (чадо) лет через десять обратно к вам же вернется, да еще не одно, а с наследниками? Брак - дело тонкое - гарантий никаких. Так что, с нашей точки зрения, это не вариант. Нам бы чего понадежнее, что не рассыплется в пыль и не обратится в прах на первом же повороте судьбы. Вот, например, образование. Причем, западное: ведь там достаточно с приличным баллом окончить престижный университет, и получай себе всю оставшуюся жизнь по сто-двести-триста тысяч долларов в год. А самый прямой путь в престижный западный университет лежит, как известно, через престижный (и почему-то тоже западный) колледж. И вот, имея еще в запасе несколько лет, мы начинаем расспрашивать, выведывать, узнавать, обсуждать, спорить и, наконец принимаем окончательное решение: отправить чадо по достижении им подходящего возраста на учебу в Англию, в закрытую частную школу (тут вам и многовековые традиции, и чистейший английский, хорошие манеры, гольф, теннис, верховая езда и море всяческих удовольствий).
А приняв такое решение, мы с утроенной активностью бросаемся зарабатывать деньги: ибо хорошее образование - удовольствие дорогое, но, как показывает практика, - вложения в развитие мозгов окупаются лучше, чем любые другие... Осталось только из потока информации выудить именно то, что нужно, и сделать правильный выбор.
Поток информации (начало)
Учебный год в Англии разделен на три семестра: осенний (с сентября по середину декабря), весенний (с середины января по конец марта) и летний (с конца апреля по начало июля). Приступать к обучению, в принципе, можно с начала любого семестра, но большинство детей (и родителей), как и у нас, для этой цели выбирают сентябрь. Кроме месячных каникул между семестрами в середине каждого семестра бывают одни короткие каникулы - дней по пять-семь. Существуют закрытые школы трех типов: только для мальчиков, только для девочек и смешанные, - последних в настоящее время большинство.
Все формы обучения имеют своп преимущества и свои недостатки. Выбор - за вами.
Система школьного образования в Англии - ступенчатая. Во многих колледжах есть как начальная школа Junior School - обычно ее посещают дети с восьми лет и до одиннадцати, но иногда и с трех-четырех лет (разумеется, такие крохи приходят в школу всего на несколько часов в день), -так и старшая школа Senior School, которая, в свою очередь предполагает несколько ступеней обучения: первый-второй классы (часто употребляется термин Lower School - с одиннадцати до тринадцати лет, и собственно Senior School: третий класс, к концу которого ученики выбирают профилирующие предметы, затем два года подготовки к выпускным экзаменам GCSE, и с шестнадцати лет - так называемая шестая форма Sixth form - обычно это двухгодичный курс, по окончании которого студенты сдают экзамены, приравненные к экзаменам на степень бакалавра. После этого выпускники могут продолжать обучение практически в любом университете Европы и Америки по своему выбору. Эксперты советуют поступать в колледж либо в первый класс Lower School (в одиннадцать лет), либо в тринадцать лет, когда в запасе есть год, чтобы сориентироваться и выбрать профилирующие предметы за два года до экзаменов GCSE, либо - уже нацелившись на университет, на «шестую форму», т.е. в шестнадцать-семнадцать лет (например, окончив среднюю школу в России). Обычно при поступлении приходится сдавать вступительные экзамены или тесты. Но если ребенка приняли, его, скорее всего не отчислят в течение всех шести или семи лет обучения. Как правило, колледжи расположены в небольших живописных городках. Многие - в старинных усадьбах и замках с собственными парками, спортивными площадками, стадионами, бассейнами. Часто в школах есть еще и музыкальные отделения, хоры, оркестры, центры изобразительного и прикладного искусства, библиотеки, научно-технологические центры и даже собственные театры.
С точки зрения ребенка
Вообразите себе московские новостройки, квартирку (пусть даже в три этажа) под самой крышей двадцатидвухэтажного дома. Во дворе пустая песочница, две скамейки, четыре липы и помоечка для собак и бомжей. Травка бурая у бетонной стены. Родная районная школа через дорогу (какое-нибудь там шоссе с шестиполосным движением). В четвертом «Д» сорок три обормота. Весело, конечно. Но к концу дня голова раскалывается - слишком уж громкое веселье. С прошлого года родители для улучшенного воспитания перевели меня в лицей. Сказали, хватит болтаться, пора бы и поучиться. Им же хуже: теперь меня папа туда каждое утро через весь город на машине отвозит, а мама вечером забирает. По-английски-то я, конечно, заговорил, но в футбол играть негде - кругом асфальт, собаки гуляют, и машины с выхлопными газами носятся. И родители все недовольны. Вот им и взбрело в голову меня в Англию на учебу отправить.
Я сначала перепугался, потом съездил на лето (английский подучить), и ничего, понравилось. В футбол там правда не играют, зато в теннис, гольф, крикет - сколько угодно. Парк огромный, за неделю не обойдешь. Сама школа Stowe School называется, как старый замок. Ученики живут рядом в специальных домах-общежитиях Ноmе - человек по пятьдесят. Разные дома во всем друг с другом соревнуются: где больше чемпионов по шахматам, или кто лучше в крикет играет или на скрипке, или в математике сечет. В восьми домах мальчики живут, а в двух других - девочки, только старшеклассницы. Дети из разных стран (я и не знал, что встречу таких). Но говорят по-английски. Так что понять можно, если постараться. Между прочим, тут и из России дети учатся. Две девочки с севера уже скоро заканчивают, и Алексей, наш лучший шахматист. Сначала я немного скучал. Приходил к Алексею, чтобы по-русски поболтать, потом привык. Тут столько интересного, что скучать некогда: занятия, спортивные игры, соревнования, экскурсии. Зато когда я потом через два месяца родителей увидел, обрадовался ужасно: еще бы, ведь за все это время они на меня ни разу не наорали, ничего мне не запретили и вообще никак не напакостили. Так что воспоминания у меня самые приятные, и я с удовольствием поучусь в этой школе годик-другой. А там видно будет. Может, и на саксе играть научусь: дома, говорят, меня водить некому, а здесь учителя сами приходят, какие захочешь.
В общем, раз родителям так от меня избавиься захотелось, пусть уж лучше сюда отправляют - я, пожалуй, сопротивляться не буду. Только, чур, именно в эту школу, а не в какой-нибудь там Фремлингем-колледж, где, говорят, учатся одни ботаники, помешанные на склянках и колбочках, и в крикет нам всегда проигрывают...
Поток информации (продолжение)
В английских колледжах изучают практически те же предметы, что и в наших общеобразовательных школах: математику, физику, химию, биологию, историю, географию. Значительно лучше, чем у нас, поставлено преподавание экономики, компьютерных наук и иностранных языков (особенно английского!), чему есть, конечно же, объективные причины. В качестве одного из профилирующих предметов, по которым сдаются выпускные экзамены GCSE, старшеклассники могут выбрать музыку (в том числе и игру на инструменте по выбору), живопись, дизайн, историю искусств, спортивные дисциплины, коммерцию, драматическое искусство. Почти во всех школах большое внимание уделяется религиозному воспитанию (как правило, католическому). Чаще всего ученики обязаны посещать занятия по религии (независимо от вероисповедания). В большинстве старых школ есть собственная церковь и свой священник, который не только обучает воспитанников, но и наставляет, дает им советы, помогает в трудную минуту. Большинство учеников проходят конфирмацию (по желанию) в школьной церкви. Учебный день выглядит примерно так: с 7.30 - завтрак, в 8.40 - что-то вроде линейки, потом утренняя молитва в церкви. С 9.00 до 15.50 - занятия, которые продолжаются обычно по сорок минут. Примерно в полдень - длинный перерыв на ланч. С 16.00 - свободное время, чай и до 18.30 -19.00 приготовление уроков под руководством преподавателей (если это необходимо). В это время работают центры изобразительных искусств, библиотеки, идут репетиции в школьных театрах и оркестрах, спортивные тренировки. Потом снова свободное время, ужин и личное время, которым воспитанники распоряжаются по своему усмотрению.
По субботам и воскресеньям в школах часто устраивают спортивные соревнования (в том числе и между колледжами), балы, концерты, экскурсии. В них принимают участие не только пансионеры, но и те ученики, которые приходят сюда, как в школу, каждый день.
Многие колледжи имеют сильные спортивные команды: например, по крикету, шахматам, волейболу, -которые участвуют и побеждают в ежегодно организуемых соревнованиях между колледжами. Каждая крупная спортивная победа вписывается золотыми буквами в историю школы, а спортсмены-победители надолго становятся кумирами своих товарищей.
Итак:
«Меня привлекает не столько академическое образование само по себе, сколько тот взгляд на жизнь вообще, который здесь прививают детям». «Посмотрите на них! Они же здесь счастливы!» (Из высказываний родителей, чьи дети уже учатся в Stowe School.)
- Вашему ребенку и обозримом будущем исполнится одиннадцать, тринадцать или шестнадцать лет.
- Вы убеждены, что, во-первых, хорошее образование стоит любых затрат; во-вторых, в наше время никакая карьера невозможна без хорошего знания иностранных языков (особенно английского); и в-третьих, в дальнейшей долгой и счастливой жизни вашему отпрыску не помешают уверенность в себе, отличная физическая форма, отсутствие всех и всяческих комплексов и множество школьных друзей по всему свету.
- Вы в состоянии выкладывать по десять-двадцать тысяч долларов в год (в зависимости от престижности избранного колледжа) на образование любимого отпрыска. Тогда в общих чертах все решено:любимое дитя обречено продолжать обучение в одной из английских закрытых школ. Остаются частности: выбрать подходящее учебное заведение, подыскать опекуна, который поможет ребенку приспособиться к жизни в чужой стране, разрешить организационные вопросы. В Англии вот уже более двадцати лет существует организация, которая занимается именно этими проблемами. Речь идет об уже знакомом читателям нашего журнала Оксфордском консультативном совете по образованию (см. «Весь мир» 1996, №1).
Поток информации (частности)
О некоторых школах:
FRAMLINGHAM COLLEGE
Закрытая частная школа, где учатся как мальчики, так и девочки от 4 до 18 лет. Расположена в двух часах езды от Лондона. Славится преподаванием естественных и точных паук, а также экономических дисциплин. Имеет собственный научно-технологический центр, театр, лингафонные кабинеты, несколько компьютерных классов, хоккейное поле, теннисные корты, площадки для гольфа.
KENT COLLEGE PEMBURY
Только для девочек (от 4 до 18 лет). Здесь очень охотно принимают студенток из других стран. Для них организовано специальное преподавание английского как иностранного, а также преподавание второго иностранного языка.
Большинство выпускниц колледжа продолжают образование в университетах и высших школах всего мира.
STOWE SCHOOL
Здесь учатся мальчики от 8 до 18 и девочки от 16 до 18 лет (Sixth form). Школа расположена в очень живописном месте, имеет огромную территорию, в том числе - озеро для занятий парусным спортом. Помимо общего образования предоставляет отличные возможности для занятий музыкой и спортом. Славится религиозной терпимостью.
ST.MARGARET’S SCHOOL
Для девочек 11-18 лет. Есть подготовительное отделение (девочки 7-11 лет). Девиз школы: «Совершенство во всем!» Кроме общеобразовательных предметов здесь изучают музыку, драму, искусства, домоводство и коммерцию. Хорошо организовано физическое воспитание школьниц.
MALVERN COLLEGE
Принимает мальчиков и девочек с 11 лет. Расположен в центре Англии среди красивейших Малвернских холмов. Здесь придают большое значение гармоничности образования. Высокий уровень преподавания позволяет большинству студентов продолжать обучение в университетах и высших профессиональных школах (музыка, искусства, сельское хозяйство и др.) Славится преподаванием научно-технических дисциплин, имеет собственный центр дизайна и технологий, связи с промышленными предприятиями. Большое внимание уделяется вопросам дальнейшей карьеры выпускников. Есть свой театр, хорошие возможности для занятий спортом и музыкой. |