Журнал "Домовой", июнь 2006
Наталия Гинзбург
Ответ очевиден: заграничное образование нужно для того, чтобы стать образованным человеком и получить интересную и (или) хорошо оплачиваемую работу. Впрочем, это относится и к российскому образованию.
Вопрос «зачем нужно поступать в западный университет?» современные люди не задают.
Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов – и это несмотря на то, что, в отличие от многих европейских стран, высшее образование здесь платное. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. В начале XXI века специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) исследовали уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании – у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17 %, превысив достижения таких лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%) и оставив далеко позади Италию и Японию (7%). При выборе места учебы важную роль играют и преимущества жизни в Соединенном Королевстве: высокий жизненный уровень и низкий уровень преступности, абсолютная веротерпимость британского общества, хорошо развитая инфраструктура британских университетов.
Но остаются другие вопросы, требующие ответа. Ждут ли западные университеты выпускников российских школ? Признают ли они наш аттестат зрелости? Кому и зачем нужны предуниверситетские программы? По какому принципу их выбирают?
Ваш аттестат будет признан - отчасти
В принципе, все – без исключения – развитые страны заинтересованы в притоке в вузы иностранных студентов. В Великобритании иностранцы вносят довольно существенную лепту в вечно нуждающийся в подпитке бюджет университетов: стоимость года обучения на бакалаврских программах для граждан стран, не входящих в Европейский Союз, колеблется от 7-9 тысяч фунтов стерлингов на теоретических курсах и 9-12 тысяч фунтов на курсах с лабораторной практикой до 19-23 тысяч – на курсах с клинической практикой. Но дело, конечно, не только в деньгах. Иностранные студенты – это необходимые университетам свежие идеи, иной взгляд на мир. А в будущем – полезные связи, сулящие выгоды совместные проекты…
От иностранцев требуют знания языка (что вполне естественно) и эквивалентности его диплома о среднем образовании местному. Наше среднее образование короче западного (10-11 лет учебы в российской школе против 12-13 в Великобритании), отчего российский аттестат зрелости «недотягивает» до статуса документа, дающего право на поступление в университет. Чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза. Времена меняются, и некоторые вузы начали проявлять лояльность по отношению к российским абитуриентам и принимать их прямо со школьной скамьи. Года три назад российских выпускников с отличным аттестатом и блестящим знанием английского начал принимать ирладский Тринити-колледж. Примеру Тринити последовал и британский университет «Метрополитен». Но все же «прямое попадание» – из российской школы на первый курс западного университета – скорее исключение из правила. Как правило, требуется подготовительная предуниверситетская программа, своеобразный мостик между школой и университетом.
Естественным путем
Самый очевидный, прямой, естественный, да и самый надежный путь в британский университет лежит через британскую же частную школу. Примерно треть всех студентов британских университетов закончили частные школы, а в Кембридже и в Оксфорде выпускников британских частных школ – больше половины. Эффективность этих школ чрезвычайно высока: процент выпускников лучших из них, ставших студентами университетов, превышает 99%.
Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки – то есть или баллы, уже полученные на выпускных экзаменах, если человек закончил предуниверситетский курс A-level, или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое personal statement) и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы. Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января, а в случае если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то еще раньше – не позднее сентября.
Университеты, перечисленные в списке, рассматривают заявки, и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условие может быть, например, таким: вы должны получить на экзаменах определенную сумму баллов. Или – сдать каждый из профильных предметов на определенный балл, и не хуже.
И британские абитуриенты, и те иностранцы (россияне в их числе), которые хотя бы в старших классах учились в британской школе, могут довольно точно оценить свои шансы поступить в тот или иной университет. Для этого достаточно заглянуть в рейтинг университетов, который публикуют (обычно осенью) многие ведущие британские газеты. Рейтинги обязательно есть и во всех ежегодных справочниках по британским вузам (например, в «Good University Guide» издательства The Times). Число в разделе «Entry Standarts» – это проходная сумма баллов выпускных школьных экзаменов A-level, умноженная на определенный коэффициент. Самые высокий проходной балл – в Кембридже: все последние годы сюда можно было попасть только с максимальными баллами. Надо заметить, что максимальные баллы (ААА), полученные на экзаменах A-level, -- необходимое, но недостаточное условие поступления в два самых знаменитых университета Англии – Кембридж и Оксфорд. Прием в два эти университета осуществляется по результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования. Все остальные университеты зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов, и если в рейтинге «Entry Standarts» Кембриджа равен 100, а Университета Йорка, к примеру, – 80, то это означает, что в Йорк можно поступить с оценками «АВВ», а при некотором везении – и с «ВВВ».
Частные школы воспитывают элиту общества, и для этого там есть все: библиотеки, которым могли бы позавидовать многие университеты, олимпийского уровня стадионы, бескрайние игровые поля, джаз-группы и симфонические оркестры, хоры и театры…
Казалось бы, нечего и раздумывать. Но есть одно НО: чем старше ребенок, тем выше вступительные требования, и старшеклассникам поступить в частную школу совсем не просто. В первую очередь это касается уровня языковой подготовки: в выпускных классах требуется знать английский не хуже, чем родной. Школы, как правило, сами экзаменуют претендентов: по английскому языку, математике, профильным предметам. Поскольку частных школ в Великобритании много, около 2500, теоретически можно найти школу, в которой снисходительно отнесутся к недостаточному знанию языка. Но особенно рассчитывать на поблажки не стоит.
Лазейка для иностранцев
Кроме традиционных частных школ, в Великобритании существует еще одна группа учебных заведений, которые занимаются подготовкой иностранцев и британцев к поступлению в университеты – это международные колледжи. Их программы в точности соответствуют школьным программам, их выпускники также сдают экзамены на сертификат A-level. Правда, выглядят колледжи поскромнее: огромных спортивных сооружений, творческих мастерских, школьных театров вы здесь, скорее всего, не обнаружите. У колледжей другие преимущества. Здесь существенно ниже вступительные требования. В первую очередь это касается требований к знанию английского: у студентов есть возможности существенно подтянуть язык за время учебы. Занятия -- не только английским, но и другими предметами школьной программы -- проходят в небольших группах, а при необходимости и индивидуально. Эти усилия не проходят бесследно: выпускники международных колледжей демонстрируют хорошие результаты на экзаменах, их можно обнаружить в списках студентов всех британских университетов (включая Оксбридж) и многих университетов других стран англоязычного мира.
Есть еще одно обстоятельство, которое надо учесть при выборе учебного заведения. Дисциплина – это традиция британской частной школы. Дети к этим строгостям привыкают – тем легче, чем раньше попали в школу. Подросткам, привыкшим к российской вольнице, приходится труднее, и для них колледж, где обстановка намного демократичнее, – более приемлемый вариант.
А нельзя ли быстрее?
В школах на подготовку к экзаменам A-level отведено два учебных года (6 триместров). В колледже есть возможность пройти программы несколько быстрее, к тому же в некоторые колледжи продолжают работать в нормальном режиме и во время летних каникул (в этом случае за астрономический год удается пройти программу четырех семестров).
Существует еще более быстрая программа подготовки в университет– Foundation.
Foundation – это “прицельная” программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation – 30-36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по программе A-level. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту в университете: никакой лишней информацией слушателей не грузят.
Кроме международных колледжей, программу Foundation предлагают в крупных языковых школах, а также в некоторых университетах. В языковых школах отлично преподают английский – что не удивительно. По “предметам” – математике, экономике и пр. -- готовят слабее, чем в колледжах. Зато уделяют много внимания развитию коммуникационных навыков, адаптации к жизни в Великобритании. Университетские Foundation, по содержанию ничем не отличаются от тех, что предлагают колледжи не отличаются. На них есть смысл поступать в том случае, если вы уже совершенно точно знаете, что будете поступать именно в этот конкретный вуз. Колледжи же в этом смысле дают некоторую свободу маневра: их программы признают сразу несколько университетов.
Главным критерием при выборе колледжа должна стать академическая программа. Сначала решите, по какой специальности вы будете получать высшее образование. Выбрав специальность, обратитесь к рейтингам университетов, причем не к общим, а к рейтингам по специальностям – они не совпадают. В общих обычно лидируют Кембридж и Оксфорд, самые престижные британские университеты.
Но если вы мечтаете изучать бизнес и менеджмент, то лучшее образование вы получите не Кембридже с Оксфордом (которые в рейтинге по бизнес-специальностям даже в первую двадцатку не входят), а в Манчестерском университете наук и технологий, Ланкастерском университете, Уорвикском университете, Лондонской школе экономики. Подготовительные программы по бизнесу есть практически в любом международном колледже. Так что остается только выяснить, какие колледжи партнерствуют с выбранным университетом.
«Универсальные» питомцы
Образование по программе «Международный бакалавриат» (International Baccalaureate, IB) открывает перед выпускниками поистине безграничные возможности: с дипломом IB (естественно, с высокими баллами) можно поступать на любой факультет Оксфорда, Кембриджа и любого другого университета Великобритании, Гарварда, Йеля и Принстона в США и еще многих университетов. Более того, многие университеты США приравнивают курсы, пройденные по программе IB, к пройденным на первом курсе вуза и засчитывают соответствующие «кредиты». А вообще диплом IB признан в 50 странах мира.
Школы, входящие в систему IB, открыты во многих странах мира. Есть они и в России, но их мало – не больше десятка. Самый известный британский колледж, специализирующийся на подготовке как британцев, так и иностранцев к поступлению в университеты по программе международного бакалавриата – это международный колледж St. Clare’s в Оксфорде.
Поступить на программу IB может любой человек не моложе 15 лет, прошедший собеседование на английском языке. Если во время собеседования выяснится, что претендент не вполне готов к учебе по программе IB, ему могут предложить начать с подготовительной программы -- pre-IB. На pre-IB в течение одного учебного года студенты изучают английский (при желании – еще один иностранный язык), математику, естественные и гуманитарные науки. Предуниверситетский курс IB длится 2 года. Как и британская национальная программа A-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность университета. Но, в отличие от A-level, IB дает студентам всестороннее образование, изучаются не 2-4, а 6 предметов: 1) родной язык (приехавшие из России изучают русский язык, 2) иностранный язык (в данном случае – английский), 3) математика, 4) гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор, например, история искусств, либо общая история, литература и т.п., 5) естественные науки (на выбор физика, химия или биология), 6) дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от избранной специальности 3 предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень А) другие менее (Standart (Subsidiary) level, или уровень В). На втором году обучения студенты в обязательном порядке изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрен курс CAS (Creativity, Action, Service): это творческая работа студентов (в изо-студиях, гончарных мастерских и т.п.), занятия спортом, участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность, работа в столовых для бездомных и т. п.). По завершении курса студенты сдают экзамены и пишут тезис – развернутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов – 6, высшая оценка – 7, низшая – 1, еще 3 балла можно получить за тезис и участие в конкурсе CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 35-36 баллов.
IB или A-Level?
В последние годы несколько британских частных школ (среди них – Британская школа в Москве) решили заменить национальную программу A-Level на более универсальную программу Международного бакалавриата IB. Но и у проверенной временем британской национальной программы есть преданные сторонники – как в самой Великобритании, так и за границей. Один из них - доктор Джонатан Лонг, директор Aiglon College, британской частной школы в Швейцарии:
A-Level и IB – это двухгодичные программы обучения, обеспечивающие высокий уровень академической подготовки. Обе эти программы одинаково принимаются университетами во всем мире, академический спрос на обе эти программы в равной степени высок.
Не так давно British Qualifications и Curriculum Authority представили детальное сравнение обеих систем. Выяснилось, что по результатам экзаменов обе программы равнозначны. И это очень важный фактор. Я часто слышу, что люди говорят о том, что одна программа – «лучше», чем другая или что она «академически более востребованная, более популярная». На самом же деле эти программы фундаментально различны и то, какая из программ лучше или хуже, зависит от индивидуальных предпочтений студентов.
Самое очевидное различие между двумя программами в том, что программа A-Level дает студентам большую свободу в выборе предметов. На программе IB студенты шестых (выпускных) классов обязательно изучают математику, два языка, науку и ещё два предмета. На программе A-Level, студенты, которые хотят стать врачами, могут выбрать, к примеру, физику, химию, биологию и музыку, а гуманитарии - экономику, историю, географию и искусство. Ни одна из этих комбинаций не приемлема на программе IB. Другими словами, программа IB более ограниченна, чем A-Level.
Мотивированные, целеустремлённые, способные студенты с очевидностью выигрывают, используя подход A-Level. Но эта программа подходит и для менее способных студентов, поскольку даёт им возможность сконцентрировать энергию на ограниченном количестве предметов и не заниматься теми предметами, которые им не интересны или к которым у них нет способностей. При этом никто не мешает студенту при желании выбрать для изучения широкий спектр предметов – примерно такой, как в IB.
Oxbridge Person
Алиса Кравченко, выпускница Malvern Girls’ College, практически уже стала студенткой Оксфорда. Если на выпускных экзаменах она получит 3 высших балла «А», то будет зачислена в колледж Менсфилд и начнет изучать общее и европейское право.
Я всегда твердо знала, что хочу учиться в Оксфорде. Оксфорд – лучший университет в Европе, здесь работают звезды мировой науки. Но поступить в Оксфорд или в Кембридж сложнее, чем в любой другой британский университет, хотя формально различий почти нет. В начале учебного года ученики выпускных классов школы подают заявку в UCAS. Дальше у большинства учеников наступает относительно спокойная жизнь: учеба, подготовка к экзаменам. Другое дело – абитуриенты топ-университетов. Кембридж и Оксфорд получают в сотни раз больше заявок, чем готовы принять, и у большинства поступающих – высшие баллы A-level. Поэтому поступающим в топовые университеты приходится сразу после подачи заявки сдавать специальные дополнительные экзамены, вступительные экзамены, проходить целую серию интервью – конкретно все зависит от университета и специальности. В моем случае надо было уже в конце октября сдавать специальный тест для тех, кто поступает на факультеты права, он называется Law National Admission Test, и ждать приглашения в Оксфорд на интервью. Тест состоял из нескольких вопросов, и надо было выбрать из пяти ответов правильный, а потом за 30 минут написать эссе. Трудность состояла в том, что ответы были очень похожи, и правильными казались не один, а два, три или даже все пять ответов. Я готовилась к этому экзамену сама, по учебнику, в котором были пробные варианты тестов. Так на пробных тестах у меня было то почти 100% правильных ответов, то всего 30%.
По результатам теста производился жесточайший отбор, и вероятность того, что я пройду его и меня пригласят на интервью, была совсем не велика.
И все же я прорвалась – меня вызвали на интервью. Все проходило в первых числах декабря и продолжалось 4 дня. Мы жили в студенческом общежитии, нам показали университет, дали возможность пообщаться со студентами, преподавателями. Правда, не все этой возможностью пользовались, некоторые ребята целыми днями сидели нал учебниками, готовились. Кстати, никого из таких зубрил не приняли. Мне показалось, что на интервью – их было 3, с разными преподавателями, было не так важно продемонстрировать глубокие знания предмета, абсолютно правильно решить поставленную задачу. Важнее было показать стремление обсудить вопрос с разных сторон, быструю реакцию. Страшно не было: в какой-то момент, увлекшись задачей, я просто забыла, что сейчас решается моя судьба. Хотя причины для волнений были: из 16 человек, вместе со мной поступавших на специальность «право», приняли только четверых, а из 32 человек, претендовавших на 10 мест блока «политика, философия, экономика», взяли лишь 6.